КАТОЛИЦИ́ЗМ В РОССИ́И - контакты Руси с католицизмом начались с возникновением Рус. гос-ва. В 12-13 вв. католич. церкви существовали в Киеве, Смоленске, Новгороде, Пскове и др. городах, а ок. 1228 в Киеве функционировал доминикан. мон. Неоднократно делались попытки начать переговоры с Русью о соединении Церквей. Однако в ср. века католиков на Руси практич. не было. Сильное противодействие католицизму вызвали участие митр. Исидора во Флорентийском соборе (1439) и события Смутного времени.
В 10-12 вв. католичество утверждается в Прибалтике. В 13 в. со стороны нем. духовно-рыцарских орденов предпринимались попытки завоевания сев.-вост. Руси, закончившиеся их разгромом. В 13 в. католичество распространяется в Галицкой Руси, в 14 в. в Литве. В 1320 назначается католич. еп. в Киев, в 1361 учреждается Львовская епархия. В Эстонии и части Латвии (Лифляндия) в 16 в. была проведена Реформация. Стремление католич. церкви утвердить свое влияние в Вост. Европе привело к созданию в 1596 Греко-католич. (униатской), а также Армяно-католич. церквей. Католич. епархия существовала в 1329-1600 также в Грузии.
В правление Петра I в Россию начинается приток иностранцев, в т. ч. и католиков. Им была предоставлена религ. свобода, однако запрещен прозелитизм. После разд. Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795) и по решениям Венского конгресса (1814-15) к России отошли земли со значит. католич. нас. В 1773 была учреждена Белорус. епархия, в 1784 - Могилев. архиепархия (с 1798 - митрополия). Возглавлял католич. церковь в России арх.-митр. Могилевский (резиденция - в СПб.). В России насчитывалось 5 епархий (Могилевская, Виленская, Тельшяйская, Луцко-Житомирская и Тираспольская), в Царстве Польском - 7. Духовенство и мон. получали штатное содержание из казны. Были установлены дипломатич. отношения с Римом (прерваны после польского восстания 1863 и восстановлены лишь в 1894), в 1847 был заключен конкордат (расторгнут в 1866). Отношения рус. пр-ва с Римом неоднократно обострялись - из-за ликвидации унии в России (1839) и на Холмщине (1875), репрессий после польск. восстаний 1831 и 1864 (ссылка еп., духовенства, закрытие мон. и т. п.). Пр-во оказывало поддержку и откалывавшимся от католич. ц. группам (мариавиты и др.). Положение католич. ц. улучшилось после указа 17 апр. 1905 о веротерпимости.
После Окт. рев-ции 1917 католич. ц. в России за 20 лет подверглась почти полному разгрому (закрытие храмов и мон., репрессии против духовенства и верующих). К кон. 1930-х гг. остались действующими лишь неск. приходов.
В 1939-46 в состав СССР вошли терр. со значит. католич. нас. (Зап. Украина и Белоруссия, Прибалтика), на к-рых в 1940-60-е гг. духовенство неоднокр. подвергалось репрессиям, закрывались храмы и т. п. Тем не менее после Вел. Отеч. войны было открыто опред. число приходов в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и т. д. (канонически почти все они подчинялись Рижской епархии). Положение католич. ц. начало немного улучшаться в правление пап Иоанна XXIII и Павла VI (участие еп. в работе II Ватикан. собора, рукоположение неск. новых еп., расширение издат. деят-ности и т. д.). С кон. 1980-х гг. началось открытие новых приходов. В 1990 СССР установил дипломат. отношения с Ватиканом. В 1991 были назначены апостол. администраторы в Москве и Новосибирске.
Лит.: Толстой Д. Римский католицизм в России: В 2 т. СПб., 1876; Морошкин М. Иезуиты в России: В 2 т. СПб., 1988.